Уникальные способности новорожденных

Уникальные способности новорожденныхНаука открыла множество поистине уникальных возможностей и способностей младенца. Например, было опровергнуто мнение, что в первые дни жизни новорожденные спят почти все время между кормлениями. Выяснилось, что малыши бодрствуют, хотя и короткие промежутки времени, в совокупности они составляют несколько часов в сутки.
Оказалось неверным представление о том, что новорожденный видит мир вверх ногами, не различает отдельных предметов и воспринимает их как нагромождение цветовых пятен. Благодаря исследованиям, проведенным с помощью специальной аппаратуры, было установлено, что хотя зрение новорожденного еще очень несовершенно, он адекватно воспринимает окружающее в трехмерном пространстве.
Так, американский психолог  Р. Франц  доказал, что малыши 5-7 дней от роду чаще и дольше рассматривают фигуры более сложной формы, выделяя движущиеся и объемные предметы. Эти черты сочетаются в человеке. А значит, ребенок как бы изначально готов к его восприятию. Получены прямые свидетельства о том, что ребенок предпочитает рассматривать схематическое изображение человеческого лица другим сложным конфигурациям.
Не менее важны и интересны сведения, касающиеся слуха новорожденных. Оказывается, малыши могут не только воспринимать звуки и различать их по высоте, но и проявлять особую чувствительность к человеческой речи. Более того, они предпочитают осмысленную, связную речь произвольному набору слов.
Итак, взрослые, заботясь о новорожденном, имеют дело не с представителем органической природы, который ничего не знает и не умеет, а с чем то гораздо более сложным, существом внутренне организованным, одаренным собственной активностью и выражающим предпочтение определенным раздражителям. Такое понимание взаимодействия ребенка с окружающим миром позволило пересмотреть и его возможности во взаимоотношениях с людьми. И здесь были сделаны сенсационные открытия. Одно из наиболее важных явление синхронизации между сложными действиями взрослого и младенца.
Например, американский ученый В. Кондон обнаружил способность новорожденного уже в первый день жизни двигаться синхронно ритму речи матери. Это очень похоже на то, как ведут себя, разговаривая друг с другом, взрослые. Движение матери и ребенка представляет собой гармонически точно сочетающиеся взаимные приближения и отступления. это поразительно тонкое и точное совпадение действий не осознается не только ребенком, но и взрослым.
Психологи смогли сделать это открытие только с помощью изощренной математической обработки записей и анализа. Синхронизация поведения матери и ребенка, по-видимому является важнейшим фактором психологии младенчества, который был установлен в последние годы.
Для чего нужны такие способности ребенку, если он ведет, на наш взгляд, самый незамысловатый образ жизни? М.И. Лисина, крупный отечественный специалист по детской психологии, ответила на этот вопрос так: природа не бывает расточительна, а следовательно, все, чем располагает ребенок, необходимо ему для выживания. Младенец не может существовать без взрослого. Для успешного развития головного мозга нужно, чтобы ребенок активно действовал. Откуда он может получить достаточно стимулов? Только от взрослого, и прежде всего матери, которая постоянно заботиться о нем. Поэтому ребенок должен иметь возможность установить контакт со взрослым, вступить с ним во взаимодействие, для чего необходимо уметь выделить человека из окружающей среды. Поэтому-то у новорожденного так рано обнаруживается способность предпочитать облик взрослого и его речь другим образам и звукам, синхронизация взаимодействия с матерью.
Помимо физиологических потребностей, у новорожденного ярко выражена потребность в психологическом комфорте, который возникает от ощущения близости матери, ее быстрого реагирования на признаки неблагополучия малыша. Максимальное удовлетворение этой потребности новорожденного оказывает настолько значительное влияние на его последующее развитие, что сознание психологического комфорта для младенца в настоящее время рассматривается как одна из основ его воспитания.
Наиболее благоприятная ситуация для новорожденного — положение лежа на животе у матери, в тесном физическом контакте с ней. ощущение тепла материнского тела, знакомый ритм биения сердца, звуки милого голоса действуют успокаивающее на ребенка, помогают снять стрессовое состояние, вызванное переходом к внеутробной жизни.
При отлучении ребенка от матери сразу после родов может произойти рассогласование естественных функций их взаимодействия.
Если малыша сразу после рождения не прикладывают к материнской груди, возрастает вероятность нарушение сосательного рефлекса у ребенка и лактации у матери. Тесный физический и психологический контакт матери и новорожденного является необходимым условие для оптимального течения послеродового периода для них обоих. В это время происходит их приспособление к индивидуальным особенностям друг друга.
Каждый ребенок родится с уникальным, только ему свойственным набором психофизиологических свойств: младенцы различаются по порогам чувствительности, по подвижности, объему внимания, степени отвлекаемости. Одни дети в первые дни жизни почти все время спят, другие могут бодрствовать небольшие промежутки времени. Одни малыши спокойно переносят длительные перерывы между кормлениями, другие нуждаются в более частых приемах пищи, высасывая небольшие порции молока. Некоторые ребятишки страдают от болей в животике или нуждаются в укачивании, для того чтобы заснуть. Все эти особенности обнаруживаются либо сразу после рождения, либо постепенно, и мать должна их заметить, учесть, приспособиться к ним.
Поэтому следование единому режиму кормления и сна, устанавливаемого для всех детей в родильном доме, значительно осложняет процесс адаптации ребенка к внеутробной жизни, что оборачивается для некоторых детей предрасположенностью к психосоматическим заболеваниям. Если же мать постоянно находится рядом с малышом, то, чутко реагируя на любые признаки дискомфорта ребенка, она быстро учится распознавать причину его крика. В свою очередь ребенок, немедленно получая помощь матери в ответ на свои сигналы, чувстует себя увереннее, ощущает безопасность и довольство.
Так, американские психологи установили, что новорожденные, воспитывающиеся в детских учреждениях, кричат меньше «домашних», будто понимая что от крика больше устанут, но ничего не получат взамен. Малыши, на крик которых взрослые реагируют максимально быстро (сразу приходят к ним на помощь), кричат чаще, чем детишки, воспитывающиеся хотя и дома, но не чувствующие постоянного внимания. Даже крошечного ребенка можно воспитать так, что он почти не будет кричать. Но означает это только одно: малыш не уверен в любви окружающих его людей, в его маленькое сердце взрослые уже заронили чувство одиночества и отчаяния. Ученые обнаружили, что при неизменном быстром ответе взрослых на плач новорожденного между малышом и теми, кто заботиться о нем, возникает крепкая привязанность.
Залогом благоприятного развития ребенка является любовь матери. Это природный дар. Она окружает своего малыша заботой, нежностью, лаской. Любящая мать никогда не останется равнодушной к плачу младенца. Бережно берет его на руки, с величайшей осторожностью пеленает, нежно прижимает к себе, баюкает, ласково напевает, просыпается среди ночи при первых же всхлипах малыша, всегда с улыбкой приветствует его пробуждение, разговаривает с ним, не смущаясь тем, что ребенок не понимает смысла обращенных к нему слов. Такое поведение матери создает наиболее благоприятные условия для физического и психического развития ребенка.
Во-первых это обеспечивает своевременное удовлетворение всех его потребностей.
Во-вторых стимулирует развитие всех органов чувств новорожденного.
В-третьих, поддерживает активность ребенка, позволяя ему ощутить результаты собственных действий, что необходимо в дальнейшем для развития инициативности малыша.
В-четвертых, младенец приобретает «вкус» к ласке и любви, а это со временем будет побуждать его к эмоциональному общению со взрослыми. И наконец, отношение матери проецируется на отношении ребенка к самому себе. Оно с первых дней жизни закладывается в основу его самосознания. В целом материнская любовь, авансом наделяя малыша теми способностями, которых у него еще нет, опережает наличные возможности ребенка и как бы предопределяет его ближайшее развитие, стимулируя у него появление новых видов поведения.
Итак, если вы имеете возможность находиться после родов вместе с ребенком, сразу прикладывайте его к груди и дайте ему возможность сосать столько, сколько  малыш захочет. Если он уснет, постарайтесь поспать сами, но тогда лучше положить ребенка рядом в маленькой кроватке. Нередко малыши беспокоятся, не чувствуя рядом матери. Можно положить младенца рядом с собой, но в таком случае необходимо позаботиться о том, чтобы нечаянно не придавить его.
если малыш не спит и лежит спокойно, воспользуйтесь моментом и поговорите с ним. Можете быть уверенными, что ваши ласковые слова будут им услышаны и пойдут на пользу. все процедуры пеленания,  кормления и других занятий с малышом сопровождайте тихой, медленной, ласковой речью с первых же дней его жизни. И пусть ребенок почаще видит ваше лицо. Наиболее удобная поза для этого — когда малыш находиться под грудью. Он еще не умеет сосредоточивать взор, его взгляд блуждает, но своим голосом вы поможете ребенку вычленять ваше лицо из окружающего мира. Он быстро научиться это делать. Если малыш много спит и просыпается только для кормления, не беспокойтесь. Не стоит побуждать его к бодрствованию.
Если в родильном доме ребенок все же находиться отдельно от вас, используйте время свиданий максимально полноценно: кормите малыша на руках, покачивайте, поглаживайте его, говорите с ним, пойте песенки, улыбаясь и глядя ему в лицо.

По материалам книги «Мать и дитя». Автор  Еремеева О. В., Митрошенков А. В. под ред. акад. РАМН Савельевой Г. М., Таболина В. А.

Добавить комментарий