Как правильно делать массаж новорожденному

kak-pravilno-delat-massazh-novorozhdennomuПравильно проводимый массаж благотворно действует и на непосредственно обрабатываемые участки тела, и на весь организм в целом. Это происходит потому, что кожа является чрезвычайно сложным органом. Массаж не только воздействует на различные структурные слои, мышцы, со­суды, железистый аппарат кожи, но и оказывает влияние на центральную нервную систему, с которой кожа связана че­рез нервные окончания, в огромном количестве заложенные в различных ее слоях.

Под влиянием массажа ребенок лучше растет и развива­ется. У него улучшается обмен веществ  в тканях, совершенст­вуется регуляция кроветворения, усиливается кровообраще­ние, улучшается питание тканей: кожа и мышцы становятся упругими, эластичными. Повышается сопротивляемость ор­ганизма инфекциям. Чрезвычайно полезен массаж при недо­ношенности и различных болезнях: при врожденных нару­шениях развития костно-мышечной системы, гипотрофии, рахите, пневмонии и других болезнях.

Поскольку массаж оказывает различное физиологичес­кое воздействие на организм, очень важно правильно вы­брать массажные приемы, методы их применения и дози­ровку. В противном случае массаж может принести только вред. Поэтому, прежде чем делать массаж, мать должна на­учиться выполнению его приемов в детской поликлинике и проводить его под контролем педиатра и врача по лечебной физкультуре.

При массаже детей пользуются следующими приемами: поглаживанием, растиранием, поверхностным и глубоким разминанием, поколачиванием и вибрацией.

Поглаживание.

Нежное поглаживание оказывает успока­ивающее действие на нервную систему, способствует рас­слаблению мышц при гипертонусе, что свойственно ново­рожденным, повышает тонус кровеносных сосудов, улучша­ет у ребенка аппетит. Малыш хорошо прибавляет в массе тела, у него нормализуется функционирование нервной сис­темы: вялый ребенок становится оживленным, активным; легковозбудимый — более спокойным, он быстрее засыпает, причем продолжительность сна увеличивается.

При выполнении этого массажного приема ладонная или тыльная поверхность кистей рук скользит по телу ребенка, несколько касаясь его, как бы лаская. Контакт руки с кожей малыша в начале и в конце приема должен быть настолько нежным, чтобы ребенок едва ощущал прикосновение, а вы­полнение поглаживания не вызывало покраснения кожи. Поглаживанием начинается и заканчивается каждый сеанс массажа.

Растирание.

Этот прием рассматривают как вариант поглаживания, однако он имеет свои особенности и отлича­ется от поглаживания следующими признаками: при расти­рании массирующая рука не скользит по коже, а кожа сдви­гается вместе с массирующей рукой; массажные движения могут выполняться как по ходу, так и против тока лимфы и крови.

Растирание оказывает положительное действие не толь­ко на кожу, но и на подкожно-жировую клетчатку, и на поверхностно расположенные мышцы. Увеличивается под­вижность тканей, растягиваются рубцы и спайки при сра­щениях кожи с подлежащими тканями, усиливается приток крови к тканям и в связи с этим улучшается их питание, по­вышаются эластичность и сократительная способность. Энергичное растирание по ходу нервных стволов или в мес­тах выхода нервных окончаний на поверхность тела вызы­вает понижение нервной возбудимости.

Растирание выполняется ладонной поверхностью кисти одной или обеих рук одновременно. Обеими руками расти­рание проводится либо раздельно — обе руки двигаются в противоположных направлениях, либо совместно — одна кисть лежит на другой: Растирание всегда предшествует разминанию.

Разминание.

Это один из наиболее сложных массажных приемов. Он состоит в захватывании, приподнимании (от­тягивании) и отжимании тканей; захватывании и попере­менном сдавливании тканей; сжимании и перетирании тка­ней; сдвигании или растяжении тканей.

При разминании сильнее, чем при растирании, повыша­ется тонус мышц, их сократительная функция. Этот прием рассматривают как пассивную гимнастику для мышц. Поэ­тому он широко применяется при их функциональной недо­статочности (понижение тонуса). При разминании усили­вается кровоснабжение массируемого участка: наблюдается покраснение кожи, улучшается питание мышц, благодаря чему нарастает их масса, сила, сократительная способность.

Разминание особенно полезно в том случае, если у ре­бенка по каким-либо причинам недостаточно развиты мыш­цы, оно способствует становлению правильной осанки и своевременному развитию движений при рахите.

Разминание производят одной или обеими руками. При разминании обеими руками прием выполняется следующим образом: обе кисти накладываются ладонной поверхностью, например, на бедро таким образом, чтобы большие пальцы лежали по одну, а остальные — по другую сторону мышеч­ного вала. Затем пальцами, захватив возможно глубже тка­ни по обе стороны бедра, сдавливают и постепенно отжима­ют их, продвигаясь в центростремительном направлении (к туловищу). При разминании одной рукой применяются те же приемы. Массажные движения при этом напоминают отжатие пропитанной жидкостью губки. Прием чаще всего применяют при массировании конечностей.

Начинают с легких поверхностных движений и только позже переходят к более глубокому разминанию тканей. Массаж выполняют плавно, ритмично, без рывков и дерга­нья мышц. Разминание следует проводить не спеша: чем медленнее оно производится, тем сильнее его влияние. Пос­ле разминания нужно выполнять поглаживание.

Вибрация.

Сущность приема заключается в передаче массируемой части тела колебательных движений. Дейс­твие вибрации не ограничивается только местом ее прило­жения. Оно распространяется глубоко внутрь и по перифе­рии, вызывая разнообразные ответные реакции организма. Например, вибрация может усиливать или восстанавливать утраченные глубокие рефлексы, оказывать выраженное обезболивающее действие, улучшать сократительную функ­цию мышц и питание тканей.

При выполнении приема рука массажиста, не отрываясь от массируемой части тела, производит различные колеба­тельные движения, которые должны выполняться строго ритмично. Вибрацию можно производить либо стабиль­но — на одном месте, либо лабильно — вдоль массируемой поверхности.

Во время непрерывной вибрации рука массажиста и мас­сируемая часть тела составляют как бы одно целое. В случае применения прерывистой вибрации рука массажиста, со­прикасаясь с массируемой частью тела, каждый раз отходит от нее, в результате чего вибрационные движения становят­ся прерывистыми и принимают характер отдельных, следу­ющих друг за другом толчков.

Оба вида вибрации могут выполняться ладонной повер­хностью концевой фаланги одного, двух, трех или послед­них четырех пальцев; локтевым краем ладони; всей ладо­нью.

В грудном возрасте вибрация применяется нечасто, в ос­новном при массаже рыхлых, чересчур упитанных младен­цев. При этом вызывают легкое, ритмичное сотрясение тела ребенка.

Поколачивание.

Ряд коротких ритмичных ударов пооче­редно наносят тыльной поверхностью сначала одного, по­том двух, потом трех и, наконец, четырех пальцев обеих рук. Поколачивание улучшает кровообращение, питание мышц, деятельность более глубоко расположенных внутренних ор­ганов. Этот прием массажа рекомендуется только хорошо упитанным детям.

Кроме приемов классического массажа применяется и точечный массаж; надавливают одним-двумя пальцами на определенные рефлекторные зоны, одновременно пальцы вращают. Применяется он как при ослабленных растянутых мышцах, так и при повышенном мышечном тонусе с целью снятия напряжения мышц. При этом быстрые отрывистые и относительно сильные надавливания вызыва­ют возбуждение и напряжение мышц. Медленные, мягкие воздействия на эти же зоны, вначале с увеличением давле­ния, частоты вибрации, затем остановкой и последующим ослаблением воздействия (без отрыва от массируемого участка), вызывают ослабление мышечного напряжения в отдельных группах мышц.

Массируют грудного ребенка очень легко и нежно. Во время массажа рук и ног им придают положение наиболь­шего покоя — легкое полусгибание. При массаже ног избе­гают толчков в коленную чашечку, обходя ее снаружи и снизу, не массируют внутреннюю поверхность бедер, так как она чрезвычайно нежна. При массаже живота нужно щадить область печени (правое подреберье), при поколачи­вании спины — область почек (поясницу).

Массаж — наиболее эффективный способ подготовки двигательного аппарата младенца к будущей физической активности. Однако по мере формирования двигательных функций ребенка эта задача все в большей степени решает­ся за счет самостоятельных движений. Поэтому массаж как средство тренировки следует применять только до 6-месячного возраста. Гигиенический и лечебный массаж оправдан и в более поздние сроки.

Добавить комментарий