Что чувствует плод в утробе матери?

Что и когда начинает ощущать и чувствовать плод в утробе матери?

В возрасте всего двух месяцев, величиной всего в несколько сантиметров зародыш реагирует на прикосновение. К третьей месяцу беременности у плода уже в основном развиты все органы ответственные за восприятие различных ощущений и их представительства в мозгу. Впрочем, совершенствование и специализация их продолжаются не только до родов, но и после.

Уже к третьему месяцу беременности появляется вкусовое восприятие. Вскоре развиваются обоняние, слух, чувство равно­весия. В последнюю очередь появляются зрительные ощущения,

К концу шестого месяца все органы чувств более или менее хо­рошо функционируют, способны сообщить плоду о том, что дела­ется в окружающей среде, доброжелательна она или враждебна.

В свое время Зигмунд Фрейд высказал предположение, что, находясь в утробе матери, плод испытывает ужас. Так считают и некоторые другие ученые. Например, Сильвия Санти описыва­ет отношение беременной и плода как попытки взаимного унич­тожения.

Противоположной точки зрения придерживается Станислав Гроф, утверждающий, что внутриутробный период — самый сча­стливый, безмятежный в жизни человека.

Некоторые исследования ученых (особенно физиологов) за последние десятилетия также подтвердили, что при нормально протекающей беременности будущему ребенку хорошо в животе у мамы.

Уже на 13—14-й неделях беременности были обнаружены хо­рошо выраженные двигательные реакции плода на изменение эмоционального состояния матери.

Слух

Слышать звуки плод начинает примерно в конце пятого — в начале шестого месяца беременности. При резком звуке плод, как и мы с вами, вздрагивает. Если звуки повторяются длитель­ное время, наступает привыкание к ним и вздрагивания не происходит.

Повторные сочетания звонка с резким звуком через некото­рое время приводят к тому, что на один звонок плод будет реагировать соответствующим движением. Еще не родившийся ребе­нок постоянно слышит шум тока крови в брюшной аорте, стук биения маминого сердца. Каждая мать знает: чтобы успокоить новорожденного, нужно взять его на руки и прижать к груди.

Было доказано, что новорожденные быстро перестают плакать, когда слышат запись звуков работающего сердца, сделанную че­рез жидкую среду.

Японские ученые умудрились записать на магнитофон все внутриутробные звуки и показали, что прослушивание их мла­денцами сопровождалось проявлением на лицах детишек поло­жительных эмоций. Если бы внутриутробные звуки не ассо­циировались у них с приятными воспоминаниями, этого бы не случилось.

Ученые справедливо ставят вопрос о необходимости соблюде­ния акустической гигиены беременной, о возможном вредном воздействии на новорожденного непривычной его слуху тиши­ны, сменяющейся «ревущей комнатой», что происходит при изо­ляции группы новорожденных от их матери, практикующейся у нас во многих родильных домах.

Обоняние

Органы обоняния к моменту рождения работают великолеп­но. Доказано, что новорожденный может отличить запах грудно­го молока своей мамы от запаха молока чужой женщины. Спо­собность к восприятию запахов очень важна для адаптации мла­денцев к новым, непривычным условиям.

Вкус

Вкусовые ощущения у плода хорошо развиты. Каждый день он выпивает немного околоплодной жидкости, в которой плава­ет. Когда в ее состав добавляли сладкой глюкозы, плод выпивал больше обыкновенного, а когда горький раствор — меньше:

К концу шестого месяца плод реагирует на яркий оранжевый свет, направленный на обнаженный живот беременной, т. е. зрение уже работает.

Получение информации об окружающем мире, эмоциональ­ные реакции на изменения в нем — предпосылка сложнейшей психической деятельности будущего человека. Образ жизни бе­ременной и ее супруга должен быть проникнут уважением к спо­собностям еще не родившегося ребенка. Нужно учитывать и раз­вивать их. Важно помнить, что уже в утробе матери человек про­ходит свою первую школу принятия и любви или отвержения и ненависти. И от того, что пришлось ему испытать, во многом за­висит его будущее.
piod-v-utrobe

Как происходит воспитание в пренатальном периоде?

Пренатальной медицине и пренатальной педагогике уже мно­го известно о связи между эмоциональным содержанием ожида­ния ребенка и его последующим развитием и обучением. Извест­но также, что позитивные материнские эмоции благотворно влияют на развитие не только сенсорики, но и предпосылок внутриутробного самосознания. Эмоциональные и интеллектуальные потребности нерожденного ребенка в этот период го­раздо более примитивны, чем у новорожденного, но они есть ему необходимо, чтобы о нем думали и говорили, иначе, как от­мечает автор книги «Тайная жизнь нерожденного ребенка» То­мас Верни,, «его дух, а часто и тело начинают слабеть». Тишина и хаос, в котором оказывается нерожденный ребенок, когда мать страдает психическим заболеванием и осмысленное общение с ней невозможно, оставляют глубокий след в его психике.

Достоверные исследования показывают, что проблески со­знания появляются у ребенка именно со второй половины бере­менности. Сильный стресс на третьем или четвертом месяце бе­ременности будет иметь скорее последствия для нервной систе­мы, мозг ребенка еще недостаточно зрел, чтобы перевести информацию, поступающую от матери, в эмоцию. Эмоция включает в себя не только ощущения, но и придание смысла это­му ощущению. К шестому месяцу беременности (к 25-й неделе) он способен перевести ощущения в эмоции, внутренняя реаль­ность будущего ребенка начинает формироваться под влиянием эмоциональной информации от матери.

Известно, что некоторые эмоции беременной, такие как уве­ренность, независимость, успех, ответственность, укрепляют об­щую для матери и внутриутробного ребенка приспособительную систему. Другие же — вина, тревога, страх, подавленность, чув­ство беспомощности — угнетают развитие младенца как впря­мую (на относительно поздних сроках), так и косвенно (через конденсацию опыта родов у младенца, выношенного и рожден­ного такой матерью).

Именно эмоциональные аспекты беременности могут стать предметом коррекционного и развивающего воздействия. Имен­но поэтому в пренатальное воспитание (воспитание до рожде­ния) должны быть вовлечены не только родители, медики, энтузиасты-практики, но и педагоги и психологи.

Добавить комментарий

  • umnitsa.ru