В чем заключается различие задатков от способностей?

различие задатков и способностейПсихогенетические методы исследования показывают, что мозг как орган психики создается в период внутриутробного раз­вития. Таким образом, индивидуальный мозг является врожден­ным и потому все составные психики, которые входят в тип тем­перамента, тоже являются врожденными. Значит, и функцио­нальные свойства отделов и участков головного мозга тоже являются врожденными.

Задатки

В соответствии со взглядами Б. М. Теплова и С. Л. Рубинш­тейна врожденное в мозге выступает основой задатков индивида.

Под задатками понимают врожденные морфологические и функциональные особенности мозга и органов ощущений инди­вида. Человеческий индивид, если он рождается с нормой мор­фологии и функций мозга и органов ощущений, имеет все общие задатки для взаимодействия с окружающим миром. К общим прежде всего относятся сенсомоторные задатки, локомоторные задатки, перцептивные задатки, интеллектуальные и языковые задатки. Все задатки составляют основу для формирования и раз­вития способностей.

Способности

Под способностями понимают такие психические особеннос­ти, которые обусловливают скорость и легкость овладения тем или другим видом деятельности, оказывают содействие накопле­нию знаний, умений и навыков, но к последним не сводятся.

Если задатки являются врожденными, то способности не яв­ляются врожденными. Они возникают в процессе деятельности индивида. Поэтому основным условием для проявления способ­ностей и их формирования выступает деятельность как специ­фично человеческая активность, направленная на предметную среду окружающего мира. Одним из таких специфично челове­ческих видов деятельности является обучение. Поэтому скорость и легкость овладения знаниями, умениями и навыками в процес­се обучения характеризуют степень способностей индивида.

Из возрастной психологии известно, что на определенных этапах жизни проявляются сенсорные способности, т. е. способ­ность дифференцировать качества и свойства предметов и ве­щей. Двигательная способность как способность перемещать тело в вертикальном положении и манипуляционная способ­ность как способность хватать, перемещать, бросать предметы тоже имеют свой возрастной период проявления. Перцептивные способности как способности выделять предметы, их форму, размер, расстояние и языковые способности как способности использовать слова для общения на определенном этапе онтоге­неза предопределяют проявление познавательных способностей индивида, или его интеллекта.

Врожденные дефекты в строении тела, в органах ощущений снижают проявление общечеловеческих способностей или даже не могут быть реализованы (врожденная слепота, глухота, цереб­ральный паралич и прочие врожденные недостатки).

Соотношение задатков и способностей.

В границах дифференциальной психологии очень актуаль­ным является вопрос о соотношении задатков и способностей. Как показывают исследования, это соотношения между врож­денным и приобретенным.

Из курса общей психологии известно, что человеческий ин­дивид рождается в определенной историко-культурной среде, которая заполнена вещами и предметами. Сама среда, заполнен­ная предметами, характеризуется тем, что функциональное на­значение каждого предмета не зафиксировано в ней самой, а за­фиксировано в способе его использования. Историко-культур­ная среда изменяется в потоке человеческих поколений, а это означает, что определенные вещи, предметы, орудия исчезают, а новые реконструируются, или создаются заново. Зафиксиро­вать определенные жесткие функциональные отношения инди­вида с предметной средой во врожденных структурах мозга не­возможно и просто не имеет смысла. Поэтому на очень ранних этапах антропогенеза человеческого общества индивиды стали рождаться с такими врожденными возможностями, которые с одной стороны, этого индивида ни к чему не привязывают, а с другой — индивид готов к встрече с предметной средой, кото­рая его окружает с момента рождения. Подобная конструкция врожденного говорит о том, что задатки у индивида многогран­ные. На основе одних и тех же задатков может проявиться успеш­ное овладение многими видами деятельности. Иначе говоря, между врожденными задатками и приобретенными способнос­тями не может существовать жесткая зависимость. Это утвержде­ние, немного упрощенное, освещает соотношение между врож­денным и приобретенным. Врожденная норма мозга и органов ощущений обеспечивает проявление общих способностей в пси­хике индивида в онтогенезе.

 

Из исследований Теплова известно, что абсолютный слух вы­ступает необходимым условием для формирования музыкальных способностей. Таким образом, врожденное свойство, составная темперамента, выступает задатком известной способности. Но на абсолютном слухе можно сформировать композиторские спо­собности, способности к настраиванию музыкальных инстру­ментов, или акустические способности, необходимые в военно- морской и инженерной деятельности. По всей видимости, этот задаток является необходимым, но недостаточным условием для формирования соответствующей способности. Сам по себе зада­ток еще не определяет способность. Последняя будет проявляться в избранном виде деятельности лишь при условии, если на жиз­ненном пути личности возникнет необходимость испытания себя в этом виде деятельности. Только избранная деятельность, сте­пень скорости и легкости овладения ею определяют уровень спо­собностей личности. С другой стороны, индивиды с отсутствием музыкального слуха не являются способными для вышеперечис­ленных видов деятельности.
В общем можно сказать, что соотно­шение между задатками и способностями состоит в противоречии между необходимостью и достаточностью. Так, чтобы приобрести определенные способности, необходимы врожденные задатки, но уровень способностей будет определяться как самим задатком, так и способом, которым формируется способность.

В приобретенных способностях чрезвычайно важное значе­ние имеет встреча личности на жизненном пути с настоящим учителем (наставником, тренером). Именно последний, рас­смотрев наличие задатков, может построить развивающий спо­соб формирования способностей и доведение их до уровня со­вершенства.

Читайте также:

Уникальные способности новорожденных.

способности

Добавить комментарий

  • umnitsa.ru