Первые психические потребности ребенка.

Первые потребности ребенка


Важным открытием психологов стал тот факт, что в ребенке с первых дней его жизни заложены психические потребности, от удовлетворения которых зависит его полноценное духовное развитие.

Ни для кот не секрет, что ребенок наделен определенными биологическими потребностями, которые должны удовлетворяться только хотя бы потому, чтобы он вообще мог жить. Ребенка нужно держать в тепле, его нужно кормить, предохранять от травм, болезней и проч. Точно так же обстоит дело и с психическими потребностями. Хотя они и не представляют непосредственной угрозы для жизни ребенка, но если эти потребности не удовлетворяются, может случиться, что его характер будет формироваться с отклонениями от нормы и в таком опасном направлении, что в конце концов из полезного члена общества он превратится в тяжкое для всех бремя.

Наука пока не установила с математической точностью, сколько и каких именно психических потребностей заложено в ребенке, мы не знаем взаимосвязей этих потребностей, но в нашем распоряжении имеются данные, которые позволяют сделать важные выводы для полноценного развития ребенка.

Эти данные были получены в результате подробного изучения духовного развития детей, лишенных естественных контактов с родителями. В первую очередь мы вели наблюдения за детьми, воспитывавшимися с грудного возраста и до окончания школы в детских домах, лечебницах и других, специализированных учреждениях.

Должны сразу же заметить, что хотя это были добротные учреждения с хорошими санитарными условиями и квалифицированным обслуживающим персоналом, их воспитанники отличались рядом тяжелых психических нарушений, особенно бросающихся в глаза в их отношении к другим детям и взрослым, в отношении к учебе и работе, к лицам другого пола и т. д. Иногда эти нарушения носили такой явно выраженный характер, что мешали ребенку найти свое место в обществе.

Однако самый важный вывод, какой мы сделали, состоял в том, нарушения в нормальном психическом развитии детей проявлялись, как правило, вскоре после первого года жизни, а значит, основа их была заложена гораздо раньше, еще в грудном возрасте. Следует подчеркнуть, что эти нарушения были не настолько разнообразны и индивидуальны, чтобы их можно было объяснить генетическими особенностями (генетическая основа совершенно индивидуальна и уникальна для каждого человека).

Нет, отмеченные нами нарушения были свойственны в той или иной мере всем детям, воспитывавшимся без родителей, имели общие или, как мы говорим, типовые черты, из чего мы заключили (а дополнительные наблюдения лишь подтвердили справедливость наших выводов), что бедная на проявление эмоций среда упомянутых учреждений сформировала особые черты характера, которыми были наделены все наблюдаемые нами дети.

На основе анализа полученных данных мы смогли пусть не с абсолютной ясностью, но достаточно полно установить, какая психическая потребность и на какой стадии развития ребенка не была удовлетворена, а какая была удовлетворена искаженно.

Параллельно нам удалось установить, что нарушения в психическом развитии ребенка связаны не только с особой средой специализированных детских учреждений; подобные нарушения мы наблюдали во внешне благополучных семьях с высоким материальным достатком, но где внутренние условия жизни не отличались от условий жизни в детских домах и где царила холодная атмосфера равнодушия родителей к своим детям.

К счастью для всех нас, сирот в полном значении этого слова сегодня можно встретить крайне редко. Но мы не откроем никакой тайны, если скажем, что в наши дни заметно увеличилось число так называемых «сирот при живых родителях». Вызывает тревогу обилие молодых отцов и матерей, которые ведут себя так, словно у них нет детей и, стало быть, они не несут за них никакой ответственности.
Такие с позволения сказать «родители» предпочитают отдать своих детей не просто в ясли, а непременно в дом ребенка, а если и в ясли, то лучше не в ежедневные, а в недельные. Да еще время от времени «забывают» прийти за ними в выходные и праздничные дни! Мотивы подобного отношения таких горе-родителей к своим детям до примитивного просты: ребенок «слишком мешает» их интересам, они сами еще очень молоды и хотят пожить в свое удовольствие и т. д.
Наряду с этой крайне уродливой формой отсутствия какой бы то ни было заботы родителей о своих детях существует ряд других, не столь откровенно грубых, зачастую даже завуалированных под кажущуюся заботу «переходных форм», способных пагубно сказаться на 
нормальном психическом развитии ребенка.
В любом случае мы сталкиваемся с конкуренцией, которая имеет место между интересами родителей и интересами ребенка, а там, где дело доходит до конкуренции, ребенок неизбежно проигрывает и ему уже не остается ничего иного, как молча отправиться туда, куда его сдают пекущиеся о собственных удовольствиях родители.

Сходная картина наблюдается и в семьях, в которых удовлетворяются лишь биологические потребности ребенка, но не делается ничего из того, что может доставить ребенку радость, а  родителям чувство самого полного счастья, о чем мы сказали выше. В одних случаях ущемление психических потребностей ребенка вызывается незнанием или неинформированностью родителей о том, что ребенку нужно прежде всего, в других случаях тем, что они сами оказываются неспособны на проявление искренних чувств.

Существует еще третья категория несостоятельных родителей, которая скрывает свои чувства из-за боязни причинить вред ребенку или, напротив, излишне его избаловать. Такие родители полагают, что если они станут слишком много внимания уделять своему ребенку или же открыто выражать ему свои симпатии, их ребенок окажется неподготовленным к жизни, где, к сожалению, еще слишком мало места занимают чуткость, забота и внимание окружающих друг к другу.

Определенные проблемы создает и частая смена воспитателей ребенка, переход его из одного детского учреждения в другое, разлука с матерью, особенно когда ей не находится полноценной замены, и т. д.

 

 

По материалам книги "Энциклопедия молодой женщины"

 

Добавить комментарий