Как подготовить ребенка к общению

Установлено, что в тех случаях, когда взрослые ухаживая за ребенком, удовлетворяют его только физиологические потребности, причем строго по режиму, не разговаривают с ним, не берут часто на руки, не реагируют на плач между кормлениями. У такого младенца к концу 1-го месяца жизни нередко отсутствует реакция сосредоточения на обращение взрослого. Малыш не умеет фиксировать взгляд на предметах, следить за их перемещением. В тех же семьях, где взрослые чутко отзываются на крик ребенка, то и дело разговаривают с ним, носят на руках, пристально следят за его развитием, умение реагировать на зрительные и слуховые стимулы формируется гораздо раньше. Такой малыш к концу месяца смотрит в глаза взрослого, если тот обращается к нему. И это очень важное общее достижение ребенка и его близких.
До этого момента взаимодействие ребенка и матери имело некоторое своеобразие. Мать с самого начала адресовала ему свои заботы, ласку, улыбку, в то время как сам малыш, криком подавая сигналы о своем неблагополучии, ни к кому конкретно не обращался. Он кричал как бы в пространство, ни на кого не глядя. Испытывая удовлетворение, малыш так же не адресовал свои эмоции конкретному человеку, а просто переставал кричать, не предпринимая никаких действий для продолжения общения.  Лишь начиная с того момента, когда ребенок вступает взглядом в контакт со взрослым, можно считать, что он воспринимает обращение к нему.

УЛЫБАЙТЕСЬ! ВАША УЛЫБКА ОЧЕНЬ ВАЖНА МАЛЫШУ.подготовка ребенка к общению

Почти одновременно со взглядом в глаза появляется и ответная улыбка. В первые дни жизни у детей наблюдаются довольно разнообразная мимика, возникают и улыбки. Однако их отличает ряд особенностей, которые говорят о непроизвольном характере таких улыбок: они чаще всего возникают при закрытых глазах, не приурочены к одному и тому же лицу или ситуации, их невозможно вызвать намеренно. Поэтому подобные улыбки получили название физиологических, Улыбка же, появляется в ответ на обращение взрослого, сопровождающаяся взглядом в глаза, называется социальной.  Она говорит о том, что ребенок испытывает радость от обращения взрослого и адресует эту радость ему. Появление социальной улыбки знаменует конец периода новорожденности и служит признаком возникновения у ребенка потребности общения со взрослыми. Поэтому первый месяц жизни ребенка считается, в частности, периодом подготовки к общению.

КАК ВОВРЕМЯ ВЫЗВАТЬ ПОТРЕБНОСТЬ В ОБЩЕНИИ У РЕБЕНКА?

Чтобы у малыша вовремя возникла потребность в общении, вы должны много беседовать с ним, авансом наделив младенца теми качествами личности, которыми тот еще не обладает. Взрослому приходиться общаться как бы за двоих. Ему нужно относиться к малышу как к полноценной личности с первых же дней после его рождения. Это важное условие, необходимое для подготовки ребенка к общению.  Другое условие — установление контакта взглядом. Как только вы заметите, что младенец лежит с открытыми глазами и может реагировать на ваши действия, привлекайте к себе его внимание. старайтесь поймать его взгляд и, двигаясь в ту сторону, куда он скользит, попробуйте удержать его на себе. С этой целью вы можете приближать или слегка удалять свое лицо, отыскивая наилучшее расстояние для рассматривания его ребенком. Привлечь внимание малыша помогают тихое ласковое обращение по имени, слова «агу-агу», всевозможные нежные выражения. Встретившись с малышом взглядом, улыбнитесь ему и вновь произнесите ласковые слова — это поможет продлить контакт. Лучше всего так делать, когда ребенок находиться в положении «под грудью». Но и во время пеленания, купания или любой другой процедуры не упускайте возможности встретиться взглядом с малышом и поговорить с ним.
Еще одним условием подготовки ребенка к общению является поощрение его улыбки. Если взрослый выделяет улыбку и ласковыми словами, она очень скоро становиться адресованной, сопровождается взглядом в глаза и начинает появляться сразу, как только малыш сосредоточиться на вашем лице и поймает ваш взгляд. старайтесь вызывать улыбку, обращаясь к ребенку тихим, нежным голосом, ласково поглаживая его тельце или щечку. Лучше всего это делать, когда малыш поел, но еще не спит и достаточно активен. Проявляйте деликатность, не беспокойте ребенка, если он не в настроении или хочет спать. Предлагайте ему общение, но не навязывайте его.
Во время подготовки к общению происходит и развитие познавательной активности младенца.

По материалам книги «Мать и дитя». Автор  Еремеева О. В., Митрошенков А. В. под ред. акад. РАМН Савельевой Г. М., Таболина В. А.

Добавить комментарий