Какие игрушки нужны детям

игрушкиРазвитие богатого эмоционального мира ребенка немыслимо без существования в нем игрушек. Именно они служат для него той средой, которая позволяет выражать свои чувства, исследовать ок­ружающий мир, учит общаться и познавать себя.

Вспомните свои любимые игрушки! Это не обяза­тельно огромные, шикарные, дорогие львы и тигры, экстравагантные куклы и электрические машины. У кого-то это невзрачный мишка, переданный мамой по наследству, малюсенький пупсик с ог­ромным количеством немыслимых нарядов из чулков и тюля, а может быть, просто кусочек ис­кусственного меха, перетянутый веревочкой, надежно зажатый в ладошке во время сна.
Размышляя о выборе игрушек для детей, нужно понять, насколько это серьезное и важное дело, а лучше позволить ребенку самому выбрать себе игрушку. Только он из огромного набора домашних игрушек, искренне подаренных ему родителями, из блеска и богатства витрин магазинов способен выбрать именно то существо, которое нужно ему. Если хотите, выбор игрушек самим ребенком внут­ренне обусловлен теми же эмоциональными побу­дителями, что и выбор взрослым друзей и люби­мых.

Зачем ребенку любимая игрушка?

Затем, зачем нам, взрослым, не только дети, родители коллеги по работе, но и друзья, и любимые. А точнее, именно ту (те) игрушку, память о которой ребенок понесет по всей своей жизни, а, возможно, и подарит ее своим детям вместе с чувством той близости и теплоты, которое они ощутили вместе.

У каждого ребенка должна быть такая игрушка, которой он может пожаловаться, которую поругает и накажет, пожалеет и утешит. Именно она поможет ему преодолеть страх одиночества, когда родители куда-то уйдут, страх темноты, когда выключается свет и надо уснуть, но не в одиночестве, а с игрушкой-подружкой. На них иногда злятся, их наказывают и даже ломают, забрасывая в дальний угол, но и их же вспоминают в минуты детского горя, достают из угла и чинят, дорисовывают стер­шиеся глаза и губы, шьют новые наряды, пришивают уши и хвосты.

Трудно представить, что подобное отношение ре­бенок может испытать к роботу-трансформеру, иг­рушке «Денди», взмывающему ввысь самолету, ре­вущей и гремящей машине.

В «подружки» маленькие мальчики и девочки скорее выберут Барби, Мишку, котенка, зайчонка, то есть существо, очень похожее на человека, близкое ему и понятное.

Поэтому, узнав о заветной мечте ребенка иметь ту или иную игрушку, подумайте сначала, а понастоящему ли она ему нужна.

Несомненно, у ребенка должен быть определен­ный набор игрушек, способствующих развитию его чувственного восприятия, мышления, кругозора, по­зволяющих ему проигрывать реальные и сказочные ситуации, подражать взрослым. В книге Г. Л. Лэндрет «Игровая терапия: искусство общения» при­водятся рекомендации по выбору игрушек, помо­гающих гармонично развивать интеллект, эмоции, самопознание, самоконтроль и умение общаться. Не все они покупаются в магазине, многие можно сделать самим родителям, и от этого они будут еще ближе и дороже ребенку

Игрушки из реальной жизни.

Кукольное семейство (может быть, семья зверушек), кукольный домик, мебель, посуда, машины, лодка, касса, весы, меди­цинские и парикмахерские инструменты, часы, сти­ральные машины, плиты, телевизоры, мелки и доска, счеты, музыкальные инструменты, железные дороги, телефон и т. д.

Игрушки, помогающие «выплеснуть» агрессию.

Солдатики, ружья, мячи, надувные «груши», по­душки, дикие животные, резиновые игрушки, ве­ревки, скакалки, молотки и другие инструменты, дротики для метания, кегли и т. д.

Игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения.

Кубики, матрешки, пирамидки, конструкторы, аз­буки, настольные игры, разрезные картинки или открытки, краски, пластилин, мозаика, наборы для рукоделия, нитки, кусочки ткани, бумага для апп­ликаций, клей и т. д.

При покупке игрушек пользуйтесь простым пра­вилом: игрушки следует выбирать, а не собирать!

Игрушки, какими их представляют себе взрослые, с точки зрения ребенка никуда не годятся. Вели­колепные автоматические и полуавтоматические, пол­ностью собранные игрушки не могут удовлетворить творческие и эмоциональные потребности ребенка. Ребенку нужны такие игурушки, на которых можно отрабатывать, отшлифовывать основные необходимые свойства характера. Для этого автоматические иг­рушки совершенно не пригодны.

Игрушки для самых маленьких прежде всего должны развивать органы чувств: глаза, уши, руки. И пока основная его потребность — чувствовать тепло. Поэтому первые игрушки малышей должны быть мягкими и теплыми, тогда они будут полностью соответствовать стремлению малыша все познать через осязание. Самые лучшие игрушки для маленьких — это те, которые можно кусать. Они должны быть сделаны из мягких материалов — пластмассы, ре­зины, хорошо мыться, быть легкими, не иметь удлиненной плоской формы, чтобы засовывая их в рот, ребенок не мог подавиться. Окраска игрушек должна быть яркой, хорошо, если они будут звуча­щими.

 

Для годовалого малыша интересны и полезны будут пластмассовые пирамидки из 3—4-х составля­ющих колец разного цвета, мисочки разных размеров, вкладывающиеся друг в друга, разноцветные кубики. Манипуляции с этими игрушками не только разви­вают интеллект ребенка, но и доставляют удоволь­ствие и радость, когда у малыша что-то получается так же, как у взрослого. Очень полезны игрушки каталки и неваляшки. Для 2-летних очень хорош большой разноцветный мяч, который не закатывается под мебель, 7—8-составные пирамидки, мягкие, пу­шистые игрушки, которые уже не тянут в рот, а вот засыпают с ними очень хорошо. Большая пла­стмассовая машина или коробка уже с этого возраста будут приучать ребенка к аккуратности, самостоя­тельности, так как в них должны складываться после игры кубики, мячики, резиновые и мягкие игрушки. Хорошо, если уже в этом возрасте у малыша будет свое игровое место в квартире, а у игрушек тоже свой домик.

К трем годам набор игрушек расширяется. К яр­ким, разноцветным, с четкой формой игрушкам прибавляются простейшие конструкторы («Волшебный сундучок», «Сюрпризное яйцо»), которые малыши собирают вместе со взрослыми, всегда при этом испытывая удовольствие и восторг от того, что из странных кусочков может получиться замечательная, понятная ребенку фигура-игрушка. На этом возра­стном этапе ребенок начинает активно включаться в мир реальных жизненных ситуаций, узнает, что люди заняты в жизни работой и имеют разные профессии, сталкиваются с проблемами и находят выход из конфликтов. Поэтому чаще всего ребенок выбирает сюжеты для ролевых игр из той жизни, которая его окружает. Дети играют в «дочки-матери»,  в папу и маму», в «магазин», «доктора», «детский сад» и т. п. Игрушки в этом возрасте увеличиваются в размерах (большая кукла, большой медведь и т. д.). Правильной будет покупка «парикмахерских набо­ров», чайных и столовых сервизов, принадлежностей доктора Айболита, мебели и других предметов, ото­бражающих различные стороны реальности. Стрем­ление ребенка жить общей со взрослыми жизнью свидетельствует о новом этапе в развитии эмоций и социальной адаптации. Основное требование — «бы­товые игрушки» должны выглядеть как можно ближе к «оригиналу» и быть достаточно прочными.

К четырем годам ролевая игра становится основ­ным видом деятельности ребенка. Усложняется со­держание игры, многие игрушки становятся «ненуж­ными», так как детская фантазия способна превра­тить конкретные предметы в воображаемые. Так, карандаш может стать волшебной палочкой, зеленые листья — деньгами, нарисованные орнаменты на бумаге коврами в кукольной квартире. Именно поэтому в таком возрасте наибольшую пользу ребенку принесут не покупные дорогие игрушки, а сделанные своими руками вместе со взрослыми. Крупные иг­рушки к пяти годам постепенно перестают занимать ребенка и перемещаются из игровой зоны на кресла, кровати, шкафы. А вот наборы зверушек, солдатиков, кукольных семей завоевывают интерес и эмоции ребенка. Появляется большая возможность для про­игрывания разных вариантов с одними и теми же игрушками, развивается фантазия и воображение, мышление перестает быть конкретным, а эмоцио­нальный мир обогащается.

Шестилетнему ребенку полезнее и интереснее уже не статичные и конкретные игрушки. Он будет рад необычному конструктору, моделям ко­раблей и самолетов, красивым фломастерам и за­нимательной настольной игре, разборному роботу-трансформеру, набору для шитья и вязания. Детям очень нравятся итрушки, сделанные собственными руками, особенно, если они становятся полезными для других.  Дети любят в этом возрасте делать игрушки-подарки (кухонные прихватки, салфетки, украшения). Радость и гордость вызывает в ребенке тот факт, что он умеет делать добро окружающим и любимым людям. Поэтому любое желание ребенка что-то смастерить, сшить, склеить и кому-то по­дарить, должно приветствоваться родителями, если они хотят развить в ребенке трудолюбие, усидчи­вость и желание что-то в жизни давать другим. Игрушечные магазины уходят на второй план, а наибольший интерес у детей вызывают прилавки с канцелярскими принадлежностями, строительными материалами, нитками и пуговицами. Ребенок сам готовит себя к смене вида деятельности и школь­ному обучению.

В дальнейшем ребенок сам сделает «инвентари­зацию» своих игрушек.

Не заставляйте никогда ребенка своими руками выкидывать сломанные или устаревшие игрушки! Для него это символы его развития, с каждой связаны положительные эмоции и переживания. Это его детские воспоминания, это его друзья. Намного психологически экологичнее отремонтировать их и отдать другим детям., подарить детскому саду, ре­бенку, которому в этом плане не повезло и родители не покупают ему игрушек.

Распоряжаясь сами игрушечным миром своего ребенка, вы можете выбросить его любимые игрушки, а они, как вы уже поняли, не обязательно должны быть самыми большими, дорогими и красочными. Нередко ребенку дороги совсем иные свойства иг­рушки.

В школьном возрасте дети учатся играть без игрушек. Им все больше начинают нравиться подвижные игры со сверстниками с помощью мячей, скакалок, черепков, ножичков и т. д. В играх учится выигрывать и проигрывать, подчиняться правилам, признавать выигрыш другого, общаться и работать совместно с взрослыми и сверстниками.

Есть поговорка «Нельзя всю жизнь в игрушки играть». Это правда, но согласитесь, взрослым, иногда так приятно получить смешной сувенир от при­ятного человека!

ДАРИТЕ СВОИМ ДЕТЯМ РАДОСТЬ НЕ ТОЛЬКО В ДНИ РОЖДЕНИЯ И НОВЫЙ ГОД, НО И ПРОСТО ТАК, ОТ ХОРОШЕГО НАСТРОЕНИЯ!

Попробуйте вместе с ребенком сделать «игрушку- подружку», например из ниток. Как ее сделать вы можете посмотрить в нашей статье «Кукла — подружка» из ниток — делаем вместе.

То, что сделано своими руками и руками близких, несет в себе отпечаток их чувств и эмоций, вдыхает в игрушку часть души.

Помните, что все, кроме любимой игрушки, надо периодически менять и обновлять. Бели вы заметили, что малыш долго не берет в руки какую-то игрушку, значит она ему сейчас просто не нужна. Спрячьте ее подальше, а через некоторое время ее появление вызовет новый эмоциональный или познавательный интерес у ребенка.

И еще один совет. Не водите ребенка часто в игрушечный магазин с множеством соблазнительных, но очень дорогих игрушек. Сколько слез и страданий малышей видели сидящие на прилавках новомодные куклы, звери и машины! Эти переживания неспо­собности получить то, что очень хочется, ребенку совсем не нужны. Только когда вы сами готовы подарить ребенку радость, водите его в магазин и делайте ему праздник.

Вспомните фильм «Игрушка», где сын милли­онера жил в огромном доме, имел кучу роботов, машин, компьютеров, но был одинок, пока не нашел себе друга-человека, понимающего и любя­щего его, способного вместе с ним фантазировать и играть.

Так ИГРАЙТЕ со своими детьми!

 

По материалам книги Н.Л. Кряжевой "Развитие эмоционального мира детей".

 

Добавить комментарий