Иммунитет ребенка. Иммунодефициты. Иммуностимуляторы

ИММУНИТЕТ И ИММУННАЯ СИСТЕМА РЕБЕНКА

Понятием «иммунитет» обозначается способность человеческого организма в ответ на контакт с генетически чужеродным биологическим объектом вырабатывать защитные клетки и белковые образования-антитела.
Совокупность защитных клеток крови и органов  лимфатической системы (вилочковой железы, лимфатических узлов, селезенки и др. органов) образует  ИММУННУЮ СИСТЕМУ.

Доношенный ребенок рождается с очень слабо развитым иммунитетом, но вполне сформированной иммунной системой. Это запрограммировано приро­дой человека для того, чтобы каждый конкретный ребенок создал свой иммунитет, ориентированный на те обстоятельства окружающей его среды, в кото­рых он оказался, а не имел стандартный набор кле­ток и антител. Это создает возможности любому ре­бенку приспособиться к любым климатическим, се­зонным или случайным факторам.

Приобретенный иммунитет

Так как иммунитет новорожденного развит слабо, биологией человека запрограммировано, что в послед­ние 3 месяца беременности мать через механизм пла­центарного кровообращения передает ребенку свои ан­титела. Материнские защитные клетки не проходят че­рез плаценту, поэтому ребенок имеет в первые 5—6 ме­сяцев жизни резко ограниченный по сравнению с любым другим возрастом иммунитет. Но при этом исследования показали, что уже плод способен к осуществлению специфического иммунного ответа. Однако данная реакция носит незрелый характер: при этом отсутствуют клетки продуценты полноценных антител. После рождения, с усилением антигенных воздействий, а именно микробной флоры, процесс созревания клеток, ответственных за антителообразование, ускоряется.  И при благоприятных условиях развития за эти первые полгода жизни здоровая иммунная система ребенка создает иммунитет против тех возбудителей инфекции с которыми ребенок успеет познакомиться. А почти полностью завершается развитие иммунитета к шести годам жизни. Дети воспитывающиеся в коллективах, быстрее и интенсивнее реагируют на активную иммунизацию.
Также развитию и укреплению иммунитета способствует закаливание детей раннего возраста.
О том что такое закаливание, а также о разных аспектах закаливания детей мы напишем в наших следующих статьях.

Вот на этом именно этапе закладываются основы благополучия или неблагополучия исходов всех по­следующих эпизодов столкновения ребенка с возбу­дителями инфекции: если первые годы жизни ребенка проходят гладко, он огражден от избытка вирусов, бактерий, грибков в своем окружении, то при  здоровой наследственности вырастает человек с хорошим иммунитетом против наиболее распространенных видов возбудителей инфекции. Следователь­но, ИММУНИТЕТ ПРИОБРЕТАЕТСЯ.

Другой стороной иммунитета является способность защищать организм от развития АЛЛЕРГИИ,  аутоиммунных заболеваний и опухолевых процессов.

На иммунную систему оказывают подавляющее  влияние ЯДЫ и ТОКСИНЫ. Результатом их действия являются различные формы иммунодефицитных состояний.

Исследованиями иммунной системы, обследова­нием детей с иммунопатологическими процессами и иммунодефицитными состояниями в нашей стране занимаются врачи-иммунологи в специализирован­ных лабораториях, консультативных кабинетах и больничных отделениях.

Иммунодефицит

Сами термины обозначают, что подразумевается НЕСООТВЕТСТВИЕ между нагрузкой на иммунную систему и иммунитет и их конкретными возможно­стями у данного ребенка.

Иммунодефицитные состояния подразделяются на врожденные, наследственные и приобретенные.

Известно почти сорок вариантов врожденных и на­следственных иммунодефицитных состояний. Они встречаются очень редко, обычно в семьях, в которых уже имелись какие-либо иммунопатологические состо­яния — аутоиммунные болезни, повышенная частота опухолевых процессов, аллергия. Диагностика и лече­ние, а также прогноз для ребенка с врожденным им­мунодефицитным состоянием очень индивидуальны.

Диагноз ставится на основании клинических симп­томов хронических заболеваний системы ухо — горло — нос и легких, результатов лабораторного обследования крови в лабораториях клинической иммунологии.

Приобретенные иммунодефицитные состояния — большая группа разнородных заболеваний, приводя­щих к ослаблению иммунитета при нормальной или мало измененной функции иммунной системы. Дли­тельные, неправильно леченные инфекционные забо­левания, глистная инвазия, голодание, истощение де­по витаминов, облучение, тяжелые оперативные вмешательства, избыточное применение лекарств, сверх­высок ал физическая нагрузка (у детей, занимаю­щихся спортом) — вот наиболее частые причины формирования приобретенных иммунодефицитов.

Иммуностимуляторы

В настоящее время иммуностимуляторы имеют очень распространенное применение у детей первого го­да жизни.

К числу этих лечебно-профилактических препаратов относят вещества растительного, животного и искусст­венного происхождения, которые обладают свойством усиливать функцию иммунной системы. Такое усиле­ние может быть достигнуто за счет опорожнения депо, в которых у ребенка находятся резервные защитные клетки и антитела, за счет усиления синтеза этих ан­тител и клеток, за счет повышения активности этих элементов иммунной системы. Очевидно, что почти каждый ребенок на том или ином этапе развития и жизни может нуждаться в укреплении или усилении его иммунной системы. Разумеется, дело врача-имму­нолога определить, какой из препаратов наиболее це­лесообразно использовать у ребенка. Однако в распо­ряжении родителей всегда имеются несколько доступ­ных, безопасных и мягких иммуностимуляторов.

Показаниями общего характера для назначения такого иммуностимулятора ребенку могут быть:

  • недоношенность или незрелость ребенка;
  • повышенная утомляемость и вызванная этим цепочка острых респираторных заболеваний;
  • затянувшееся течение острого заболевания типа ОРЗ;
  • понижение аппетита, ухудшение самочувствия;
  • повышенная физическая или психологическая нагрузка на ребенка.

Из растительных веществ, обладающих выражен­ным иммуностимулирующим действием, но не обла­дающих никакими побочными действиями на де­тей, можно назвать настои элеутерококка, женьше­ня и лимонника китайского. Эти препараты еще на­зывают адаптогенами, что подчеркивает их способность повысить приспособляемость не только иммун­ной системы, но и всего организма ребенка к физи­ческой нагрузке, в том числе и вызванной болезнью.

Совершенно безопасным и полезным для детей имму­ностимулирующим свойством обладают свежие пищевые дрожжи, принимаемые регулярно в течение одного меся­ца. Особенно эффективны пищевые дрожжи при склон­ности ребенка к гнойничковым инфекциям кожи.

Витамины С, А и Е тоже обладают иммуностимули­рующим эффектом, преимущественно в весенний и осенний периоды, когда снижается активность иммун­ной системы и иммунитет нуждается в стимуляции.

В распоряжении иммунологов имеются десятки иммуностимуляторов синтетического происхождения или полученные из органов и тканей животных. Однако эти препараты обладают и побочными свойствами. Дело врача выбрать препарат и курс проведения иммуностимулирующей терапии.

 

Добавить комментарий